rolencino / Depositphotos.com |
Суды трех инстанций признали правомерным отказ в обслуживании посетителя магазина без СИЗ (Определение Девятого КСОЮ от 13 июля 2021 г. по делу № 8Г-5289/2021[88-6282/2021]).
«Неудавшаяся» покупательница (ее еще и наказали по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП за отсутствие маски) пыталась оспорить отказ в продаже шоколадного батончика и получить компенсацию морального вреда в 30 тыс. руб, указывая на следующее:
- отказ магазина продать выбранный ею товар (шоколадку) нарушает условия публичного договора розничной купли-продажи;
- отказ магазина нарушает также установленную ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» обязанность передачи ей товара как потребителю;
- на момент отказа у неё, действительно, не было с собой маски, а продавцы предложили купить маску у них в магазине для того, чтобы они могли продать ей и батончик. Эти действия магазина нарушают запреты, установленные ст. 16 Закона о защите прав потребителей (запрет обуславливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров) и ст. 426 ГК РФ (запрет оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, а данном случае – продавать товар покупателям в маске и не продавать покупателям без маски);
- действиями магазина ей причинены нравственные страдания, выразившиеся в сильных переживаниях и обиде по поводу унижения её человеческого достоинства и дискриминации перед другими покупателями, из-за чего у неё нарушился сон, она испытывает постоянное нервное напряжение, эмоциональный стресс, стала срываться на родных, вынуждена принимать успокоительные, теряет доходы от снижения производительности труда на работе, на которой не может сосредоточиться из-за постоянных сильных душевных переживаний.
Однако суды не усмотрели в действиях магазина нарушений ни ГК РФ, ни Закона о защите прав потребителей:
- 2019-nCoV включен Правительством РФ в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в связи с чем на территории региона введен режим повышенной готовности (РПГ) и изданы правила поведения при РПГ;
- региональные правила поведения при введении РПГ требуют использовать маски, респираторы и иные СИЗОД при посещении мест приобретения товаров, иных общественных мест,
- кроме того, региональные правила поведения при введении РПГ требуют от ИП, осуществляющим деятельность по продаже товаров, не допускать посетителей в торговые объекты и не осуществлять продажу товаров, при отсутствии у посетителей средств индивидуальной защиты органов дыхания;
- согласно п. 8 Рекомендаций, изложенных в письме Минпромторга от 11 мая 2020 № ЕВ-32091/15, при попытке прохода в магазин посетителя без СИЗ представитель магазина: информирует посетителя о возможности приобретения СИЗ при входе в магазин (при наличии такой возможности) и внутри магазина (например, выделенная касса); если в регионе введен «масочный» режим, – информирует посетителя о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за нарушение такого режима; в случае несогласия посетителей исполнять такие требования, их нарушения, в том числе проникновения в магазин, – не вступая в конфликт с нарушителем, вправе вызвать полицию;
- анализ перечисленных норм позволяет сделать вывод о том, что ответчик, отказывая в приобретении товара истцу без СИЗОД, а также предлагая купить маску, исполнял требования федеральной и региональной властей в период действия РПГ, введённого в целях предотвращения распространения СOVID-2019;
- действия магазина в ограничении доступа истца как потребителя к товарам с целью их приобретения в объявленных условиях, не могут расцениваться как ущемляющие права потребителей,
- поскольку такие действия отвечают принципу разумного поведения участников гражданским правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора;
- судом установлено недобросовестное поведение истца в публичном договоре, поскольку в данной ситуации от нее как покупателя ожидалось поведение, направленное на исполнение законных требований власти, распространяемых на любых граждан.
Источник: garant.ru