nordfox / Depositphotos.com |
Институт нотариата представляет собой одну из наиболее стремительно развивающихся сфер государственной деятельности. Как заметила уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова, нотариат представляет собой полноценный институт гражданского общества и играет весомую роль в государственной защите. Именно по этой причине вопросы его правового регулирования занимают одну из наиболее важных задач государства. Несмотря на то, что за последнее время был сделан ряд значительных шагов на пути к правовому регулированию нотариата и нотариальной деятельности, остается определенное количество нерешенных задач, заметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Полетаев. Соответствующие проблемы и пути их решения обсудили в ходе круглого стола в СФ РФ «Проблемы правового регулирования нотариата и нотариальной деятельности в Российской Федерации».
К первостепенным задачам регулирования нотариальной деятельности Владимир Полетаев относит:
- повышение доступности нотариальных услуг для населения;
- упрощение нотариального удостоверения сделок с недвижимостью;
- усиление контрольных функций органов юстиции РФ;
- повышение юридической силы нотариально оформленных документов;
- определение места нотариата в системе органов власти.
Для выполнения поставленных задач еще в июне 2020 года был внесен в Госдуму для рассмотрения законопроект № 967075-71, содержащий поправки в Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I (далее – Основы). В первом чтении он был принят 16 декабря 2020 года. Рассмотрение во втором чтении было перенесено в июне текущего года на неопределенный срок.
Проект федерального закона направлен на совершенствование системы оплаты нотариальных действий, совершаемых нотариусами, занимающимися частной практикой. Напомним, что на данный момент действует следующая система такой оплаты. В отношении нотариальных действий, для которых законодательно предусмотрена нотариальная форма, взимается нотариальных тариф в размере государственной пошлины, установленной Налоговым кодексом (в соответствии со ст. 333.24 НК РФ). При этом для совершения действий, для которых нотариальная форма не предусмотрена, взимаются нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ. Кроме того, согласно ч. 6 ст. 22 Основ, нотариусу, занимающемуся частной практикой, в связи с совершением нотариального действия оплачиваются услуги правового и технического характера. Оплата таких услуг регулируется в соответствии с Порядком определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера (далее – Порядок).
При этом Порядок и изменения в него утверждаются решением Правления Федеральной нотариальной палаты и не контролируется государственными органами. В связи с этим авторы законопроекта поднимают вопрос о реальном объеме финансовой нагрузки, которая ложится на граждан при обращении за совершением нотариального действия, характеризуется высокой социальной чувствительностью. По их словам, практика показывает, что содержание и порядок формирования стоимости услуг правового и технического характера остаются непонятными для большого числа граждан. Законопроект предлагает установить более прозрачный порядок формирования оплаты нотариальных действий – вместо существующей платы за оказание услуг правового и технического характера предлагается установление «регионального» тарифа. Предлагаемый проектом закона «федеральный» тариф призван заместить существующий нотариальный тариф, взимаемый в порядке ч. 2 ч. 3 ст. 22 Основ. В соответствии с положениями законопроекта оба данных тарифа будут составлять Единый нотариальный тариф, о чем портал ГАРАНТ.РУ писал ранее.
Татьяна Москалькова выразила мнение, согласно которому новый закон в случае принятия позволит снизить стоимость нотариальных услуг и сделать их более прозрачными. С уполномоченным по правам человека в Российской Федерации согласна начальник отдела по вопросам нотариата Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста РФ Анна Коршунова. Она также обратила внимание, что можно будет на законодательном уровне закрепить непосредственную возможность участия в формировании социально-экономических обоснованных тарифов, утверждаемых Минюстом России, по которым уже будут определяться ставки регионального тарифа. Как отмечает Владимир Полетаев, дальнейшее прохождение рассматриваемого законопроекта зависит от разработки подзаконных актов. При этом чиновник согласился с Татьяной Москальковой о необходимости рассмотрения законопроекта в ближайшее время – он уверен, что документ будет одобрен парламентариями уже в осеннюю сессию.
Положительно высказались о законопроекте представители ФАС России. Так, заместитель начальника отдела расследований Контрольно-финансового управления ФАС России Юлия Лысенко отметила, что предлагаемые меры будут способствовать снижению финансовой нагрузки на граждан, обращающихся за совершением нотариальных действий, вынужденных оплачивать дополнительные услуги. По мнению ФАС России, утверждение формулы расчета предельных размеров регионального тарифа Минюста России обеспечит усиление государственного контроля за экономической обоснованностью оплаты нотариальных услуг, характеризующихся высокой социальной чувствительностью.
При этом эксперт предложила скорректировать положения законопроекта – внести новые изменения, которые позволят ФАС России быть привлеченной к утверждению формулы расчета предельных размеров региональных нотариальных тарифов. На данный момент Основы исключают вопросы, связанные с оплатой услуг нотариуса, из-под деятельности антимонопольного законодательства. При этом Юлия Лысенко считает, что «деятельность по оказанию дополнительных услуг, оказываемых нотариусом при совершения нотариальных действий, имеет все признаки хозяйственной деятельности». Более того, в антимонопольный орган часто поступают жалобы граждан о высокой стоимости нотариальных услуг, в частности услуг правового и технического характера. Именно поэтому представитель ФАС России предлагает снять ограничение распространения антимонопольного законодательства на сферу услуг нотариуса, исключая сами нотариальные действия.
При этом правовое регулирование деятельности нотариата не ограничивается разработкой и внесением на рассмотрение рассматриваемого законопроектом. «Нотариус является единственным институтом, который несет полную имущественную ответственность за свою деятельность, в связи с чем все нотариальное общество отвечает за деятельность каждого отдельного нотариуса, – заметил президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик, – именно поэтому было так важно проработать регулирование в части установления высоких гарантий имущественной ответственности». Также впервые был введен ряд подзаконных нормативных актов, аналогов которым до этого не было – например, Правила нотариального делопроизводства, Регламент совершения нотариальных действий, Кодекс профессиональной этики нотариуса. Константин Корсик также напомнил о факте создания новых уникальных публичных онлайн-сервисов, позволяющих повысить уровень доступности получения нотариальных услуг для граждан, в то время как их стоимость снижалась. При этом создание «цифровой экосистемы» помогает не только при работе нотариата с гражданами, но и при межведомственном взаимодействии – например, была в значительной степени налажена работа нотариата с судебными приставами, банками и др.
Из других важных правовых инициатив следует выделить принятие в 2020 году Минюстом России комплекса приказов (например, Приказ Минюста России от 30 сентября 2020 № 233, Приказ Минюста России от 30 сентября 2020 № 225). Как отметила Анна Коршунова, они позволили технологически дать возможность реализации процесса совершения нотариальных действий, а также упорядочивание процессов. При этом цифровая трансформация совершения нотариальных действий уже применяется на практике в виде пилотных проектов. Так, врио директора Департамента развития сервисов и клиентского опыта Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Тимур Зарипов привел в пример программу записи к нотариусу для открытия наследственного дела в дистанционном режиме – на данный момент она доступна в Белгородской области и Ханты-Мансийском автономном округе, однако до конца года планируется расширение доступа к программе других регионов страны . Также в ближайшие планы входит расширение доступности сервиса для граждан с помощью применения экстерриториального принципа для обращения к нотариусу. Также ведется работа по реализации других проектов цифрового взаимодействия граждан с нотариусом, например, планируется предоставить услугу по направлению нотариусом электронных доверенностей в личный кабинет.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № № 967075-7 и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Источник: garant.ru