В НК РФ есть статья 263, которая посвящена расходам на имущественное страхование. Заметим, что этой статьей нужно правильно пользоваться, чтобы налоговики не снимали вам расходы. Запомните несколько несложных правил.
Величина расходов на страхование имущества
Страхование имущества может быть обязательным и добровольным.
В налоговом учете затраты включают в состав прочих расходов
:
- на обязательное страхование — в пределах страховых тарифов или в размере фактических затрат, если они не утверждены;
- на добровольное страхование — в сумме фактических расходов.
Расходы на страхование отражают в налоговом учете только после их оплаты.
При оплате договора страхования разовым платежом расходы равномерно распределяют пропорционально количеству дней, в течение которых действует договор.
Нельзя списывать все расходы на страхование одновременно. В этом случае доначисление налога на прибыль гарантировано (см., к примеру, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 12 сентября 2017 г. № А33-17944/2016).
Добровольное страхование, расходы на которое можно учесть
Полный перечень видов добровольного страхования, расходы по которым уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, приведен в пункте 1 статьи 263 Налогового кодекса.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Виды добровольного страхования имущества, расходы по которым можно принять при налогообложении прибыли
Расходы на добровольное имущественное страхование могут учитываться в качестве расходов для целей налога на прибыль, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности (подп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ).
Итак, чтобы относить к расходам платежи по договору добровольного страхования, нужно сделать два таких шага:
- сначала убедиться, что оно относится к разрешенным видам из пункта 1 статьи 263 НК РФ;
- найти закон, который обязывает налогоплательщика заключать такой договор, как условие осуществления своей деятельности.
Например, на владельцев опасных объектов законодательством возложена обязанность страховать свои интересы по возмещению вреда, причиненного потерпевшим в результате аварии на таких объектах (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ).
По каким договорам добровольного страхования расходы не примут
В последние годы сложилась судебная практика, в которой определились конкретные виды договоров страхования, платежи по которым в расходах учитывать запрещено.
Так, судьи не поддержали фирму, которая включила в расходы страховые взносы по договору страхования коммерческих кредитов.
Этот вид страхования не относится к обязательным. А поскольку это добровольное страхование, фирме нужно было сначала убедиться, что оно относится к разрешенным видам из пункта 1 статьи 263 НК РФ.
Но страхования коммерческих кредитов (а также и других подобных страховок — дебиторской задолженности, расчетов с покупателями и т.п.) в НК РФ нет. Также такое страхование не является обязательным условием для осуществления деятельности фирмы. Значит, учитывать в налоговой базе расходы по таким договорам страхования нельзя (см. определение ВС РФ от 2 ноября 2020 г. № 301-ЭС20-16165).
Довольно распространено страхование ответственности директоров и прочих должностных лиц организации. Затраты по таким договорам не могут учитываться при налогообложении прибыли. К таким выводам пришел Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 3 августа 2021 г. № Ф01-3358/2021 по делу № А11-5904/2019.
Когда вы решаете вопрос с тем, можно или нельзя учитывать в налоговых расходах страховые платежи, нужно руководствоваться НК РФ. Даже если вы твердо уверены, что ваша страховка связана с предпринимательской деятельностью и направлена на предотвращение убытков.
По каким договорам обязательного страхования расходы не примут
Бывают неприятности даже с обязательным страхованием. Самый распространенный вид – ОСАГО.
Например, арендатор оплатил полис, который оформлен на собственника ТС. Собственник фигурирует и в документах на оплату страховки. Расходы у арендатора сняли (см. постановление АС Северо-Западного округа от 12 апреля 2018 г. № А42-8131/2016).
Расходы по ОСАГО примут, если документы будут оформлены на арендатора или есть другие неточности, к которым могут придраться.
Так что и это еще не все. Могут снять расходы на ОСАГО в случае договора аренды ТС с экипажем. В договоре аренды нужно обязательно прописать, что страховку по ОСАГО оплачивает арендатор. Если этого условия в договоре нет, страховать обязан собственник (ст. 637 ГК РФ). А у арендатора расходы снимут.
Источник: buhgalteria.ru